Тормозная система вилочных погрузчиков
Вся колесная техника оснащается тормозными механизмами, и вилочный (мачтовый) погрузчик не является исключением. На нем установлено сразу две системы:
Рабочий тормоз. Размещается на ведущем мосту и предназначен для остановки и замедления движения (когда погрузчик на ходу). Торможение осуществляется за счет гидроцилиндров и парных тормозных колодок, которые прижимаются к колесам и с правой, и с левой стороны.
Стояночный тормоз. Стопорит ведомый вал, не давая технике катиться под уклон во время стоянки. В конструкцию входит прижимной барабан, фланец и рычажный механизм (рукоятка находится в кабине водителя). При необходимости, стояночный тормоз можно применять вместо рабочего – в случае отказа последнего во время движения.
Принцип действия
Современные тормозные системы основаны на гидравлике. При нажатии на педаль тормоза давление в гидроцилиндрах резко возрастает, и они начинают давить на барабан и размещенные на нем тормозные колодки. Вращение колес замедляется или полностью прекращается – в зависимости от того, как сильно нажать на педаль. Отпуская ее, оператор возвращает давление в цилиндрах к исходным значениям, и колесная ось начинает вращаться без ограничений.
В среднем, за одну погрузочно-разгрузочную операцию нужно нажать на педаль тормоза 5-7 раз. К примеру – при выгрузке паллеты из фуры и ее размещении на стеллаже. Применяется как полное торможение (вплоть до остановки техники), так и частичное – с уменьшением скорости. Обойтись без тормозного механизма невозможно, и он является одним из важнейших конструктивных элементов ВП.
Распространенные поломки
Как и всякие другие механизмы, рабочий и стояночный тормоз подвержены износу и неисправностям. Испытывая гораздо более высокие нагрузки по сравнению с обычным автомобилем, вилочный погрузчик быстрее стирает колодки и другие подвижные детали. Сигналами о необходимости ремонта могут стать:
- Утечка тормозной жидкости. В бачке упал уровень, а под погрузчиком образовались характерные подтеки. Причина может крыться в нарушении герметичности трубопроводов, в повреждении гидроцилиндров или износе уплотняющих элементов. Дороже всего стоит ремонт цилиндров. Трубки и уплотнители можно быстро заменить на новые с минимальными расходами;
- Ослабление педали тормоза – приходится давить сильнее, чтобы техника замедлялась/останавливалась. Самый худший вариант – педаль "проваливается" и никак не влияет на движение ВП. Проблема с большой вероятностью указывает на износ тормозного барабана и (или) колодок, которые подлежат замене. Еще одна возможная причина – попадание пузырьков воздуха в гидроцилиндры. В этом случае систему нужно "развоздушить", прокачав тормоза.
На практике встречаются и другие поломки, которые приходится решать в индивидуальном порядке.
Можно ли предотвратить неисправности?
Рано или поздно любая тормозная система выйдет из строя, но простые правила эксплуатации максимально отсрочат это событие. Для этого достаточно:
- Визуально осматривать технику перед началом работы. Подтеки под колесами, следы брызг, нарушение герметичности шлангов – эти признаки могут указывать на утечку тормозной жидкости, и как следствие – на невозможность безопасного использования ВП;
- Регулярно проводить технические осмотры. Выявить поломки визуально удается не всегда, и техника должна проходить комплексную проверку хотя бы раз 1-2 недели;
- Не экономить на запчастях. Покупка б/у тормозных колодок или гидроцилиндров – не самый удачный вариант, как и приобретение деталей от сомнительных производителей. Лучше заплатить больше, но быть уверенным в исправности и безопасности погрузочной техники;
- Не использовать ВП на пределе его возможностей. Многие операторы практикуют быструю езду, резкие развороты и торможения, и другие маневры, небезопасные для тормозной системы. При таком обращении она изнашивается гораздо быстрее, причем – без ощутимого повышения эффективности работы. Выигранное время потом придется потратить на внеплановый ремонт, который также выльется в дополнительные расходы.
Если эксплуатировать вилочный погрузчик аккуратно, и регулярно организовывать техосмотры, тормозная система прослужит максимально долго, не вызовет нареканий во время работы, и не создаст аварийных/опасных ситуаций.
- Комментарии