Мачтовые погрузчики: разновидности, особенности и преимущества
Сегодня для проведения погрузочно-разгрузочных работ широко применяются мачтовые погрузчики, которые также называют вилочными (из-за формы подъемного механизма). Такая техника может использоваться и под открытым небом, и в закрытых помещениях, в том числе – с ограниченным пространством. Какими особенностями она обладает, какими техническими узлами оснащается, и каковы ее главные преимущества?
Конструктивные особенности
Мачтовый погрузчик (МП) состоит из базовой машины и подъемного механизма, установленного в ее передней части (или сбоку). Подъемник – это мачта с подвижной кареткой, способной перемещаться по вертикали вместе с грузом. За подъем и спуск отвечают гидроцилиндры. Они обеспечивают плавный ход – без рывков и стопоров, и выдерживают вес до 10 тонн и более (в зависимости от модели МП).
Сферы применения и преимущества
Один из важнейших плюсов мачтового погрузчика – возможность эксплуатации в условиях ограниченного пространства. Техника достаточно мобильна и компактна, чтобы перемещаться по узким проходам вдоль стеллажей, и осуществлять погрузку и разгрузку паллетов, контейнеров, коробок и любой другой тары. Сегодня МП нашли широчайшее применение в сферах:
- логистики: сухопутной и морской;
- сельского хозяйства;
- оптовой и розничной торговли.
Складские комплексы, торговые залы, портовые зоны – основные места, где используется вилочный погрузчик. К его преимуществам отнесем:
- простое управление;
- мобильность и маневренность;
- высокую грузоподъемность;
- возможность интеграции подвесного оборудования.
Ассортимент такой техники сегодня насчитывает сотни моделей: японского, южнокорейского, европейского и американского производства. Все модели отличаются по габаритам, функционалу и стоимости, и продаются с возможностью оформления долгосрочного технического обслуживания.
Критерии выбора
Как выбрать мачтовый погрузчик среди всего многообразия техники? Определившись с задачами, которые будут на него возложены, сделать это не так трудно. Достаточно учесть несколько важных критериев: грузоподъемность, тип мотора, конструкцию мачты и ходовую часть.
Грузоподъемность
Указывает на вес груза, который МП способен поднимать в штатном режиме работы. Различают номинальную и максимальную грузоподъемность. Номинальная – это вес груза, который техника может поднимать и перевозить с места на место. Максимальная же указывает на массу груза, которую может выдержать мачта (и гидравлика) в статичном положении – без перевозки.
Исходя из параметра номинальной грузоподъемности, различают МП следующих видов:
- малые – поднимают от 1 до 4 тонн;
- средние – поднимают от 4 до 10 тонн;
- тяжелые – поднимают более 10 тонн.
Наибольшее распространение получили малые МП с грузоподъемностью до 3 тонн. Именно они применяются в торговых залах, на розничных складах и хабах, где вес груза вместе с поддоном редко превышает 1 тонну. Тяжелые погрузчики в основном применяются на открытых площадках: для перевозки стройматериалов, громоздкого оборудования и больших контейнеров.
Тип мотора
Вилочный погрузчик может работать на дизельном или на электромоторе. Какой из них лучше – сказать трудно, и каждый имеет как сильные, так и слабые стороны.
Электромотор
Работает на электрическом заряде (от АКБ), и требует периодической зарядки от сети. Поработав несколько часов, погрузчик отправляется на зарядную станцию, восполняет заряд и вновь возвращается к работе. В среднем, АКБ выходят из строя раз в 2-3 года, и их нужно менять на новые. В любом случае, это дешевле, чем в течение всего этого срока сжигать дизельное топливо.
Ощутимый минус МП с электроприводами – невозможность использования в условиях повышенной влажности и экстремальных температур. Перегрузки для таких моторов чреваты поломками, и их можно использовать только в штатном режиме. Что касается преимуществ электропогрузчиков, то к ним отнесем:
- мобильность;
- простоту обслуживания;
- пожарную безопасность;
- экологическую безопасность (нет токсичных выхлопов);
- минимальный уровень шума во время работы;
- быстрый старт мотора (без прогрева);
- компактность и маневренность.
Цены на дизельное топливо постоянно повышаются, и покупка электрического погрузчика может стать удачным решением с точки зрения экономии. При выборе конкретной модели нужно учитывать максимальную высоту подъема мачты (от 3 до 7 метров), тип и емкость аккумуляторных батарей. Чем выше емкость АКБ, тем больше МП сможет работать без подзарядки.
Дизельный мотор
Мачтовые погрузчики, оснащенные дизельными двигателями, не так маневренны как электрические МП, имеют больший вес и габаритные размеры. Они требуют заправки дизельным топливом и выделяют токсичные испарения во время работы. В то же время это – лучшее решение для открытых площадок, в том числе – с неровными поверхностями. Так, дизельный погрузчик может долгое время работать под открытым небом, и отличается следующими преимуществами:
- температурная стойкость (не глохнет на морозе и не перегревается во время жары);
- возможность работы при плохой погоде (дождь, снег, слякоть, ветер и т.д.);
- стойкость к весовым перегрузкам (когда электромотор выходит из строя, дизельный продолжает работу);
- способность перевозить грузы на большие расстояния (независимость от зарядной станции).
При выборе дизельного МП нужно сопоставлять его размеры с габаритами проездов. Это достаточно крупная техника, и ее не получится использовать в узких проходах между стеллажами и полками.
Конструкция мачты
Различают фронтальные и боковые мачты для вилочных погрузчиков. Первые размещаются по ходу движения техники – в ее передней части, а вторые – сбоку от кабины. Последний вариант оптимален для перевозки длинных грузов: труб, арматуры, уголков и т.д. Наиболее распространены – погрузчики с фронтальными мачтами. Они бывают:
- двухсекционными;
- трехсекционными;
- комбинированными.
Первые носят название "дюплекс", и оснащаются мачтами с двумя секциями, которые перемещаются в вертикальной плоскости относительно друг друга. Максимальная высота их подъема – 5 метров. Трехсекционные мачты ("триплексы") поднимаются до 9 метров. "Дюплексы" в основном применяются на закрытых складах и в торговых залах, а "триплексы" – на открытых площадках.
Что касается комбинированных мачт, то они имеют в своей конструкции дополнительный гидроцилиндр, поднимающий каретку на большую высоту без использования второй секции (она в это время занимает статичное положение).
Ходовая часть
В зависимости от модели, вилочный погрузчик может иметь 3 или 4 колеса. Первый вариант демонстрирует мобильность и маневренность, а также аккуратный, бережный подъем грузов с возможностью поворота в пределах 90-180 градусов. Четырехколесные МП не так маневренны, и им сложнее работать с грузами под углом к стеллажам/полкам. В то же время, они более устойчивы и способны выдерживать повышенные весовые нагрузки.
При покупке техники также не лишним будет уточнить ее совместимость с навесным оборудованием:
- захватами;
- выдвижными вилами;
- сталкивателями;
- балками;
- траверсами;
- крюками;
- штырями и т.д.
Далеко не все модели мачтовых погрузчиков универсальны, и не факт, что данная конкретная модель может работать с траверсой или захватами. Эти моменты уточняются заранее. Можно предварительно проконсультироваться с менеджером, или изучить техническую документацию.
- Комментарии